Статья «КАСЛИН-ХОЛЛ» ИЗВЕСТЕН В МИРЕ!

«КАСЛИН-ХОЛЛ» ИЗВЕСТЕН В МИРЕ!

Впервые встретив в коридорах научного учреждения среднего роста, темноволосого, с окладистой бородой и усами, куда-то спешащего человека, несложно подумать: идёт неприступный, прогруженный в свои мысли исследователь, далёкий от обыденных проблем мира сего. Да и с чего весельчаком должен оказаться Действительный член Всероссийского оптического общества имени Д. С. Рождественского, один из ведущих сотрудников Физического института имени П. Н. Лебедева Академии наук (ФИАН), в 2014 году отметившего 300-летие. В котором когда-то лаборантом трудился сам Михайло Васильевич Ломоносов! Но друзья и коллеги «сурового» физика-оптика Виктора Каслина, создателя уникальных лазеров, автора более чем ста серьезных научных работ и изобретений, непременно убедят вас в исключительной общительности и добродушии учёного. А если в разговоре, не удивляйтесь, примут участие любители музыки, более сорока лет дважды в месяц приходящие в Колонный зал Физического института на интереснейшие творческие встречи с музыкантами-классиками, Виктор Михайлович раскроется и как подвижник, ещё в 1974 году создавший известный теперь в целом ряде стран мира музыкальный салон – «Клуб камерной музыки ФИАН».

Виктор Каслин с Лучано Паваротти

Итак, каждую вторую и четвёртую среду, в шесть часов вечера на Ленинском проспекте, помимо сотрудников института и их родных, собираются десятки любителей искусства, нередко приезжающих из других городов, жаждущих услышать не только прекрасную, но, порой, почти не исполняемую музыку. На вопрос охранника: — Вы на концерт? – нетерпеливо отвечают: — Спешим в «Колонный зал». (Отмечу, — за свою бессменную сорокалетнюю музыкальную деятельность этот зал получил ёмкое, «народное», название — «Каслин-холл»).

Любителей классики привлекает неизменная форма концертов — бенефис. После же выступления артиста, любой из слушателей может задать ему вопрос. Подобный разговор по душам с публикой, очень серьёзно дополняет творческую встречу, которая продолжается еще и клубным чаепитием, своеобразным «братанием» артистов со своими поклонниками. Что, по словам музыкантов, чрезвычайно важно для них.

Об известности и престижности «Каслин-холла» говорит такой факт: всемирно известная японская фирма “Yamaha” на целый год бесплатно предоставила «Клубу камерной музыки ФИАН» уникальный инструмент — рояль ручной работы «Бёзендорфер», причём с полным сервисным обслуживанием.

Продолжая знакомить уважаемых читателей с Виктором Каслиным, для пущей полноты его портрета, подчеркну: профессионально музыкальным исполнительством он никогда не занимался, но в детстве с удовольствием пел в школьном хоре. (Вот откуда особая любовь к вокальной музыке, оперному творчеству композиторов разных стран мира). Его, выпускника физического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, природа одарила не только прекрасной музыкальной памятью, но и неугомонным характером. О результате судите сами: Каслин является создателем и президентом первых в истории клубов друзей Большого театра России (1989), Московского музыкального театра им. К. Станиславского и Вл. Немировича-Данченко (1988), Лиги друзей классической музыки России (1987), организатором и генеральным директором Вердиевского оперного общества России (1995). Виктор Михайлович — член президиума правления Международного союза музыкальных деятелей, член президиума правления Московского музыкального общества, член правления Ассоциации культурного и делового сотрудничества с Италией, один из учредителей Федерации клубов ЮНЕСКО России… И это — лишь небольшая часть творческих «нагрузок» учёного-подвижника.

Наше знакомство с глубоко увлечённым музыкой учёным, состоялось в ФИАНе ещё в 1990 году, когда я был приглашён в качестве музыкального соведущего на радиостанцию «Маяк». За эти годы Каслин, высокоэрудированный, прекрасный собеседник, очень внимательный и сердечный человек, неоднократно принимал участие в моей авторской радиопрограмме «Неслучайные встречи». И всегда радовал слушателей удивительными историями:

Фианитовая звезда.

В ФИАНе, — вспоминает Каслин, — при поиске подходящего рабочего тела для твердотельных лазеров было изобретено вещество, по своим параметрам очень близкое к алмазу, получившее название «фианит». Однако для лазеров вещество не совсем подошло. При огранке же фианиты оказались очень похожими на алмазы и с большим успехом прижились в бижутерии, а их название приобрело широкою известность. Поэтому, Международный Фестиваль камерной музыки, проходивший в Москве в 1994-2011 годах под эгидой ЮНЕСКО, мы назвали — «Фианитовая звезда». Среди его многочисленных участников, а в ФИАНе за прошедшие годы постоянно выступали артисты с мировыми именами, назову лишь нескольких, — продолжает Каслин, — Лучано Паваротти, Мирелла Френи, Нина Дорлиак, Геннадий Рождественский, Эдисон Денисов, Альфред Шнитке, Михаил Петухов, один из ведущих басов мира — Михаил Светлов, Элисо Вирсаладзе, Юрий Косаговский, Пьер-Лоран Эмар, Ольга Якунина, Мэтью Оуэнс, Марина Тарасова, Иван Монигетти

— Как вы понимаете, провести серьёзный фестиваль с участием всемирно известных музыкантов без финансовой поддержки спонсоров в наши дни, практически, невозможно, — рассказывает учёный. — По зрелому размышлению, я решил, наудачу обратиться к директору Каслинского чугунолитейного завода на Урале, выпускающего также знаменитое литьё. Подготовил афишу. Текст вышел, — улыбается учёный, — весьма неординарный: «Виктор Каслин представляет Музыкальный фестиваль «Фианитовая звезда». Генеральный спонсор фестиваля – Каслинский чугунолитейный завод.

Подчеркну — за сорок четыре года работы Клуба ФИАН состоялось более семисот шестидесяти бенефисных концертов, в которых выступило свыше тысячи только солистов. Перечислить число различных ансамблей и коллективов затрудняется даже сам организатор творческих вечеров. Например, некоторое время назад только в Московском фестивале виолончельной музыки, в пятый раз проведённом совместно с «Московским музыкальным обществом» под девизом «Виолончельные поколения» и под патронатом профессора Российской академии музыки имени Гнесиных Владимира Тонхи, выступил целый ряд молодых талантливых исполнителей. Кстати, знаменитому музыканту свои виолончельные сочинения посвятили более шестидесяти современных композиторов.

Московский Камерный хор под управлением Владимира Николаевича Минина выступает в ФИАНе.

Внешне простая идея Виктора Каслина оказалась не только интересной, но и «долгоиграющей». Жаждущих выступить в Клубе ФИАН столько, что концерты расписаны на несколько лет вперёд. Чтобы не обидеть молодых музыкантов, стремящихся немедленно предстать перед слушателями Клуба, Каслин отшучивается так:
— Мы готовы предоставить вам «Каслин-холл», но только после вашего удачного(!) выступления в «Карнеги-холле».
О целой же когорте всемирно известных музыкантов, выступавших в ФИАНе, Каслин может рассказать немало интересного. Вот, например, одна любопытная, «международная» история:
Визу давать?
Она касалась участника «Фианитовой звезды», известного американского виолончелиста, композитора-импровизатора Мэтью Оуэнса, которого Виктор Каслин сумел пригласить выступить в ФИАНе.
— Непростые переговоры с ним прошли успешно, — вспоминает учёный. — Уже были готовы афиши, ожидался приезд исполнителя в Москву. Интерес к предстоящему концерту был чрезвычайный. Но, буквально за несколько дней до вечера, у меня раздался звонок, к полнейшему изумлению, прямо из Соединённых Штатов Америки. Позвонил наш консул. Меня потрясла его фраза:
— Виктор Михайлович, к нам в Консульство за визой обратился виолончелист Мэтью Оуэнс. Он говорит, что собирается выступить в ФИАНе. Как Вы полагаете, ему визу стоит дать?
Понимаете, какая сложилась ситуация! Оставалось каких-то два-три дня, а у музыканта ещё не было визы для поездки в нашу страну. Пришлось подробно рассказать о фестивале «Фианитовая звезда», о знаменитом виолончелисте и уверить Консула в необходимости срочного предоставления визы исполнителю. Таким образом, я весьма дипломатично убедил высокопоставленного российского дипломата, — с улыбкой вспоминает Каслин. — Тот концерт прошел превосходно.

Сберечь бесценную валюту.

На концерте в ФИАНе уникального испанского фортепианного дуэта: Мигель Фречилья и Педро Сулоага, о котором впереди пойдёт речь, мне, в то время комментатору радиостанции «Маяк», по приглашению Каслина довелось побывать во второй половине девяностых годов прошлого века, удалось взять и интервью у зарубежных артистов. Вскоре запись беседы и пьесы в их исполнении прозвучали для российских слушателей в эфире радио. О подготовке концерта предоставлю возможность рассказать его организатору.

— Дело обстояло так, — вспоминает Каслин. — Узнав о музыкальном салоне ФИАН, испанские пианисты по факсу обратились ко мне с предложением выступить в российской столице, в которой до этого никогда ещё не бывали. Видимо, они захотели познакомиться и с роялем фирмы «Карл Бехштейн», более сорока лет находящимся в Колонном зале Института. По мнению известного настройщика клавишных инструментов Московской консерватории Евгения Георгиевича Артамонова, этот рояль великий российский композитор и исполнитель Сергей Васильевич Рахманинов, скорее всего, арендовал на свои концерты. Согласитесь, играть на таком инструменте для пианистов – великая честь.
— Вернусь к дуэту Фречилья и Сулоага, — продолжает ученый. — Я тогда ничего не знал о нём, поэтому позвонил директору Госконцерта Владимиру Панченко и спросил, знает ли он этих исполнителей?

— Ну как же! Это – один из самых известных в мире фортепианных дуэтов, — ответил Владимир Всеволодович.
— Почему же они никогда не выступали в нашей стране?
— Да у них миллионные гонорары в валюте. Мы просто не имеем таких денег, — последовал ответ директора Госконцерта.
— Отправляю ответ испанским музыкантам, — вспоминает находчивый Виктор Каслин: – «Будем рады принять вас, только, к сожалению, оплатить вам дорогу, пребывание и гонорары у нас нет возможности. А помузицировать – пожалуйста. Как вы к этому отнесётесь»?
Ответ: — Нас финансовый вопрос не интересует.
— Предлагаю им: через два года в нашем Клубе есть свободный вечер. Дата их устроила, мы договорились. Маститый испанский фортепианный ансамбль, к зависти организаторов музыкальных выступлений в стране и радости российских меломанов, бесплатно выступил в ФИАНе. Познакомил нас с уникальной программой, составленной из произведений композиторов, уроженцев разных областей Испании. Событие оказалось неординарным. Колонный зал Института, вмещающий, примерно, двести человек, был переполнен. Много профессиональных музыкантов специально пришло послушать в нашем зале прославленный дуэт.
О важности для артистов принять участие в концертах «Клуба камерной музыки ФИАН» говорит следующий случай:
— Некоторое время назад, — рассказывает Каслин, — раздался звонок замечательного скрипача Олега Крысы.
— Виктор Михайлович, — обратился Олег, — два года назад мы с вами договаривались о моём концерте в ФИАНе. Он должен состояться через две недели. У вас все без изменения?
— Отвечаю, да. Только Вы после заключительной ноты, пожалуйста, не спешите умчаться в очередную поездку куда-нибудь в Вену или в другую столицу мира. У нас предстоит продолжение вечера.
— А я, — говорит Крыса, — как раз хотел узнать, чай будет?
Как показала многолетняя традиция непременного постконцертного чаепития, это — время искреннего, дружеского общения артистов и слушателей. Когда можно услышать много нового об исполнителях. Они же, в свою очередь, могут выяснить мнение публики, узнать что-то интересное для себя из области науки, из жизни учёных.

«Ужасные» лазеры.
— Вспоминается и такой весёлый случай, — продолжает Каслин. – В самом начале восьмидесятых годов прошлого века, после съёмок в Италии фильма «Паганини» у нас выступал выдающийся скрипач Леонид Коган. Пока накрывались столы для клубного чая, пригласил музыканта в нашу лабораторию. И включил лазер. В лаборатории вспыхнул яркий, красивый зелёный луч.
— Предлагаю Леониду Борисовичу: — Вы можете подставить руку и ощутить несфокусированный лазерный луч. Он слегка тёплый.
— Коган поразмышлял и, неуверенно, всё же подставил ладонь.
— Действительно, тёплый, — говорит.
— А если его сейчас сфокусировать, — с улыбкой сказал Каслин, — лазер легко прожжёт лезвие бритвы.
Коган мгновенно отдёрнул руку.
Предложу вниманию читателей ещё и такую прелюбопытную историю, озвученную Виктором Каслиным в одном из выпусков моей авторской радиопрограммы.
Буду рад у вас выступить!
— Накануне одного из вечеров «потерял» голос вокалист, концерт которого должен был состояться в ФИАН через день. Спустя несколько недель в клубе ожидалось выступление народного артиста СССР Николая Петрова, – вспоминает Каслин. – Я позвонил ему и поинтересовался, может ли замечательный пианист выступить у нас прямо в эту среду?
После моего вопроса, — продолжает Каслин, — возникла продолжительная пауза. А затем Петров сказал, — извините, я размышлял, могу ли я отменить свой концерт в Большом зале Московской консерватории, назначенный на этот же вечер и
выступить в ФИАНе. Очень жаль, извините, наверное, послезавтра нет!

— Нужно было что-то предпринимать. Я позвонил пианисту Тиграну Алиханову, в недавнем прошлом, ректору Московской консерватории и предложил выступить у нас, — вспоминает учёный.
— У меня в этот день предстоит концерт в Дубне,- сказал Алиханов. – Но я давно мечтаю сыграть в вашем клубе. Подождите, я немедленно позвоню в Дубну и перенесу выступление у них на другой день. А отказаться сыграть в «Каслин-холле» не могу!

Завершая статью, познакомлю любителей классической музыки с ответом Виктора Михайловича Каслина на неоднократно возникавший в ходе наших радиобесед вопрос: как желающим попасть на концерт клуба?
— Надо зайти на сайт ФИАН имени Лебедева, — говорит Каслин. — Там регулярно обновляется страничка Клуба с анонсом ближайшего концерта. Можно узнать программу, фамилию исполнителя или коллектива. Есть там и телефон для справок. Начиная с 18-ти часов, дежурный на проходной пропускает желающих послушать выступления прекрасных музыкантов в Колонном зале Института. В клубе всегда рады истинным ценителям классического искусства. Адрес «Каслин-холла» — Ленинский проспект, 53 Это — напротив универмага «Москва».

В.М. Каслин с академиками В.Е. Фортовым и К.В. Фроловым после выступления в Политехническом музее

Для справки: Владимир Евгеньевич Фортов – директор Института высоких температур РАН, в недавнем прошлом президент РАН, участвовал в одном из выпусков ежемесячного цикла «Трибуна Академии наук в Политехническом», организованного и проводимого В.М. Каслиным в Политехническом музее. Особенность этого уникального просветительского цикла состоит в том, что там выступают крупнейшие учёные страны с публичной лекцией на животрепещущую тему. И обязательной второй частью вечера является концерт крупнейших «классических» музыкантов страны. Этот цикл счастливо объединяет две вершины культуры – науку и искусство.
Константин Васильевич Фролов (скончался в 2007г.) – директор Института машиноведения им. А. А. Благонравова, вице-президент РАН, президент Всесоюзного общества «Знание». Куратор «Трибуны Академии наук».

Источник — http://forums.vif2.ru/