Статья в газете «Научное сообщество»

Аплодисменты, аплодисменты!

В Физическом институте им. П. Н. Лебедева РАН прошел 760-й Гала-концерт Клуба камерной музыки (ККМ) ФИАН, посвящённый 76-летию основателя клуба, ведущего научного сотрудника ФИАН, известного специалиста в области молекулярной спектроскопии и лазерной физики Виктора Михайловича Каслина. Бросающаяся в глаза «перекличка» чисел – 760-й концерт и 76-летие председателя клуба — сложилась случайно, никто ничего не подгонял, да это и невозможно. Хотя в кулуарах шутили, что в ФИАН и не такие вещи умеют просчитывать.

Праздничная программа отличалась от обычной. Концерты ККМ, как правило — бенефисные, с акцентом на том или ином солисте, ансамбле, оркестре. А юбилейный 760-й стал сборным: его украсили своим участием представители классического музыкального искусства, являющиеся друзьями клуба.

Открывая вечер, виновник торжества напомнил, что клуб проводит свой 44-й сезон, и в среднем в каждом сезоне было около 15 концертов. В.М. Каслин поделился своими воспоминаниями о начале работы Клуба.

— Я все время мечтал создать у себя домашний музыкальный салон, как в XVIII или XIX веке, но мечта долгое время оставалась недосягаемой. После окончания физического факультета МГУ начал работать в ФИАН, защитил диссертацию. После защиты возникла пауза, и я вспомнил про свой замысел. К его реализации подтолкнул мой школьный товарищ Миша Золотухин. Он поделился впечатлением, которое на него произвело выступление в МИФИ, где он учился, начинающего тогда музыковеда Светланы Виноградовой, которая увлекательно рассказывала физикам о классической музыке. У нас в ФИАН работал известный ученый Александр Михайлович Леонтович, собравший огромную коллекцию (20 тысяч!) дисков с классической музыкой. Он пообещал давать нам эти записи для проведения вечеров грамзаписи с участием музыковедов. Со Светланой Виноградовой не сложилось, и мы пригласили молодого музыкального теоретика Людмилу Бобровскую. Сейчас она уже известный специалист, живет в Германии. А тогда, совсем молодая, она очень волновалась, выступая перед такой солидной публикой, и, чтобы ничего не забыть, потихоньку заглядывала в шпаргалку. Темой этого первого заседания клуба было «От ренессанса и барокко к музыке сегодняшнего дня». Вечер получился очень интересным. Мы стали собираться каждую вторую среду и слушать грамзаписи с комментариями знатоков.

Однажды Мила Махашвили, сотрудница Оптической лаборатории, где я тогда трудился, познакомила меня с заведующей сектором практики Московской консерватории Мариной Соколовой. (Кстати я очень рад видеть здесь Марину Дмитриевну). Мы договорились, что она будет приводить к нам практиковаться студентов – музыкантов и певцов. Так и пошло – одну среду мы слушаем записи, другую – живое исполнение. Кстати, в первом живом концерте участвовал Михаил Плетнёв, чье имя сегодня гремит по всему миру. А тогда он был студентом первого курса консерватории и приехал к нам как концертмейстер сопрано Аллы Аблабердыевой. Зрителей впечатлило его исполнение, мы попросили сыграть что-то помимо аккомпанемента и услышали пьесу «Октябрь» из цикла П.И. Чайковского «Времена года».

Студенты оценили замечательную акустику зала, внимание и подготовленность публики, выступить в Колонном зале ФИАН стали стремиться многие. Вскоре мы отказались от грамзаписей и все клубные среды стали слушать студентов и педагогов из Московской консерватории, Института им. Гнесиных, ГИТИС.

А через некоторое время Клуб уже принимал выдающихся российских и зарубежных музыкантов. Популярность ККМ в музыкальном мире так выросла, что порой концерты были расписаны на несколько лет вперёд. В гости к физикам прославленного института приезжали звезды со всего мира, не требуя никакого гонорара.

Юбилейный Гала-концерт тоже не обманул ожидания собравшихся, в числе которых были сотрудники ФИАН и других академических организаций, представители Профсоюза РАН, дипломаты, деятели культуры, работники правительственных учреждений, жители района.

Открыли концерт Наталия Тетерина, заслуженный работник культуры РФ, в недавнем прошлом декан факультета музыкального театра ГИТИС, и лауреат международных конкурсов оперная певица Лидия Тарасова. Попурри на испанские мотивы представил Николай Осипов, композитор и гитарист, лауреат международных конкурсов, специализирующийся на испанской музыке. Валерий Аралов, известный джазовый пианист-импровизатор, композитор (и при этом врач-стоматолог высшей квалификации) исполнил модальный вальс «Моя душа», «И вновь поднимается занавес» в стиле Эррлла Гарнера, регтайм «В начале века» с клаксоном. Марианна Остапова, профессиональная танцовщица, педагог, тоже работающая врачом, показала испанский танец. Ольга Якунина, до недавнего времени являвшаяся ведущей солисткой Московского академического музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, а сегодня продюсер Союза кинематографистов и художественный куратор ККМ, спела русскую народную песню «Пряха». Олег Непряхин, лауреат международных конкурсов,
популярный эстрадный певец посвятил свое выступление — песню «Есть только миг», памяти недавно ушедшего из жизни Олега Анофриева, не раз принимавшего участие в мероприятиях Клуба.

Звучали в Колонном зале и стихи. Их читал народный артист России Владимир Новиков, лауреат Государственных премий и престижных литературных премий, популярный киноактер, поэт.

В традициях клуба – приглашать не только профессиональных и знаменитых музыкантов, но и талантливых любителей. В этот раз многих удивили своей разносторонностью молодой художник и пианист Дима Шеин, который исполнил «Арабеску» на рояле под слайд-шоу своих картин, и его заслуженный коллега, член-корреспондент РАН, член Академии художеств РФ Александр Толстиков, исполнивший свою музыкальную композицию на темы Сэра Элтона Джона, на экране в это время демонстрировались его картины.

В свое время Клуб помог начинающему режиссёру Борису Беленькому войти в художественный мир Москвы и стать основателем театральной премии «Хрустальная Турандот». Был показан телесюжет, посвященный вручению этой премии, в котором принимали участие представители ККМ. Посмотрели зрители и еще один телефрагмент – из цикла передач телеканала «Культура» с концертов клуба под названием «Формула музыки». Для демонстрации был выбран первый выпуск этого цикла с музыкантами Большого симфонического оркестра под управлением Е.Светланова.

Фоторепортаж Николая Андрюшова

Наша справка:

Клуб камерной музыки ФИАН (музыкальный салон, объединяющий на неформальной основе любителей камерно-симфонической музыки) действует с 20 ноября 1974 года. Все эти годы по вторым и четвёртым средам каждого месяца (за исключением периода отпусков) учёные Академии наук и их гости приходят в Колонный зал ФИАН (получившего в среде знатоков музыки неформальное название «Каслин-холл»), на встречи с миром классической музыки. С годами Клуб стал одной из престижных концертных площадок, выступить в благотворительных концертах на которой считают за честь выдающиеся музыканты всего мира.

В ККМ состоялось 760 концертов, десятки творческих вечеров современных отечественных и зарубежных композиторов, прозвучало более 20 мировых премьер музыкальных произведений. Клуб возродил к жизни музыкальные салоны, клубный образ жизни в нашей стране. В.М. Каслиным организованы и проведены Всесоюзные ассамблеи любителей классической музыки в Москве, Свердловске, Алма-Ате, Астрахани. При его содействии возникли или получили новый импульс к развитию многие просветительские музыкальные программы.

Среди многих сотен исполнителей-гостей Клуба камерной музыки ФИАН были Тигран Алиханов, Юрий Башмет, Ирина Бочкова, Владимир Виардо, Элисо Вирсаладзе, Олег Крыса, Мати Пальм, Константин Орбелян, Полина Осетинская, Виктория Постникова, Геннадий Рождественский, Мирелла Френи, Пьер-Лоран Эмар, Николай Гяуров, Дмитрий Китаенко, Леонид Коган, Гидон Кремер, Владислав Пьявко, Владимир Спиваков, Артур Эйзен.

Клуб выступил инициатором и организатором Лиги друзей классической музыки России (и является её базовым клубом), Клубов друзей Большого театра России и Музыкального театра им. К.Станиславского и Вл.Немировича-Данченко, Вердиевского оперного общества России. Клуб принял деятельное участие в становлении Всесоюзного музыкального общества (ныне Международный союз музыкальных деятелей), в организации Федерации клубов ЮНЕСКО России.

По заказу ККМ написано два музыкальных произведения — «Кончерто гроссо №1» Альфреда Шнитке и фортепианная пьеса Ивана Соколова «Портрет Евгения Львовича Фейнберга».

 

Файл статьи (.pdf)
Источник: РАН, Газета НАУЧНОЕ СООБЩЕСТВО