«Музыка. Это то немногое, что Бог оставил нам от некогда бывшего на земле рая»
Милий Балакирев, композитор, пианист, дирижёр, педагог
«Шедевры музыкальной Вены», такое звучное название получил интереснейший концерт, состоявшийся в последних числах января 2023г., в Клубе камерной музыки Физического института имени П. Н. Лебедева Российской академии наук (ФИАН).
Постоянные слушатели концертов, проходящих в Физическом институте стараниями основателя Клуба Виктора Михайловича Каслина, учёного, академика, почитателя классической музыки, после вынужденного «ковидного» перерыва, снова заполнили обновлённый и нарядный, с улучшенной акустикой, давно получивший в музыкальном мире название «Концертныый Зал ФИАН», куда в тот вечер пришлось приносить немало дополнительных кресел. Великолепно подобранная программа музыкального действа стоила того: прозвучали истинные шедевры замечательных австрийских композиторов – Йозефа Гайдна, Франца Шуберта, Вольфганга Амадея Моцарта и Арнольда Шёнберга.
На открытие белоснежного зала Виктор Каслин пригласил замечательный Московский камерный оркестр «Кантус фирмус», что в переводе – «основной голос». Этот коллектив был создан в столице ещё в 1990 году Александром Хургиным, скрипачом и композитором, выпускником двух факультетов Московской консерватории. И в том же году, в октябре, оркестр выступил в Клубе камерной музыки ФИАН. С тех пор состоялось уже двадцать встреч музыкантов с изысканной фиановской публикой.
Данный концерт открыл прекрасно исполненный основателем коллектива Александром Хургиным и концертмейстером Ларисой Беленькой «Дуэт для двух скрипок» Ми-бемоль мажор Йозефа Гайдна.
Затем А. Хургин, выпускник класса известного скрипача Олега Крысы, превосходно исполнил «Рондо» для скрипки с оркестром Ля мажор Франца Шуберта. В финале программы изюминкой стала довольно редко звучащая Поэма для струнных Арнольда Шёнберга «Просветлённая ночь». Отмечу, что впервые в нашей стране исполнение этого произведения состоялось именно в ФИАНе, в первоначальной версии Шёнберга для струнного секстета.
А «на бис» в тот вечер прозвучало Адажио, вторая часть, Концерта для скрипки до мажор Йозефа Гайдна. Солировал – Александр Хургин.
Восторженно было принято поклонниками классической музыки исполнение лауреатом семи престижнейших международных и всероссийских музыкальных конкурсов, студенткой Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского Анастасией Аксючиц великолепного и технически непростого Концерта №15 для фортепиано с оркестром Си-бемоль мажор Вольфганга Амадея Моцарта.
Надёжно поддерживая солистку при звучании pianissimo, оркестранты порадовали ансамблевым мастерством. А дирижёр – тонким вниманием по отношению к оригинальному прочтению талантливой Анастасией Аксючиц этого произведения. По завершении вечера я пообщался с молодой артисткой:
– Концерт Моцарта № 15 в моём репертуаре появился недавно, – рассказала Анастасия Викторовна. – Можно считать, что это – премьерное исполнение. Естественно, я волновалась перед исполнением, ведь в этот прекрасный зал пришло очень много настоящих ценителей классической музыки. Когда узнаёшь, что здесь выступали всемирно известные музыканты нашей страны и зарубежные артисты, возникает особая ответственность и восторг от того, что тебе тоже доверено играть в этом великолепном зале. Хочется дотянуться до вершин исполнительского уровня замечательных старших коллег, – говорит Аксючиц.
Анастасия, как Вы определяете для себя понятие «музыка»?
– Музыка – это состояние моей души, – размышляет девушка. – Я ею занимаюсь с трёх лет. Мой старший брат тоже музыкант, пианист, поэтому я с младенчества нахожусь в музыкальной среде. Скажу так: музыка окружает меня всю мою сознательную жизнь. Родители специально направили меня заниматься музыкой. Моя бабушка, Инна Викторовна Тишина, очень любит балет. Она по специальности – инженер. Сегодня бабушка присутствовала на концерте. С моей прабабушкой, Лидией Михайловной, они очень любили исполнять романсы, когда-то вместе музицировали на рояле. Прабабушка не только хорошо играла, но и прекрасно пела.
Мои мама и папа тоже очень любят музыку. Они часто посещают концерты, – рассказывает Анастасия Аксючиц. – Как видите, вся моя семья очень музыкальна. Папа –творческая личность философ, богослов, очень ценит музыку, – продолжает Анастасия. – Он написал более десяти книг. Папа мне рассказывал, что очень мечтал о том, чтобы дети стали музыкантами. Как видите, в нашей семье музыкальная линия пошла еще от моей прабабушки Лидии Михайловны.
А о чём Вы мечтаете, Анастасия?
– Очень хочу глубже познать музыку,– отвечает талантливая девушка. – Композиторов ведь очень много. И каждый автор сочинял произведения, вкладывал в них свои мысли, свои ощущения. Тот же Вольфганг Амадей Моцарт, чей концерт я сегодня исполняла.
Пока же для меня непросто воспринимать всю глубину сочинений, например, Александра Николаевича Скрябина. Сложными для меня являются сочинения Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Их освоение ещё впереди. Я мечтаю о возможности глубоко прочувствовать прекрасные произведения этих авторов, чтобы исполнением тонко передавать все их мысли и переживания, заложенные в музыкальный текст. Среди особенно мною любимых композиторов – Сергей Васильевич Рахманинов. Как можно не любить такого гениального композитора! – восклицает Аксючиц, – особенно его Второй концерт для фортепиано с оркестром. Люблю сочинения Сергея Сергеевича Прокофьева. Пока учусь в Московской консерватории, всецело стремлюсь развиваться, – продолжает пианистка. – Быть концертирующим музыкантом – огромный труд и ответственность. Мне очень нравится исполнять музыку. После сегодняшнего концерта, полагаю, моё стремление концертировать только окрепло.
Что бы Вы, Анастасия, пожелали основателю Клуба камерной музыки Виктору Каслину?
– Желаю истинному подвижнику, Виктору Михайловичу, большого вдохновения,– говорит в заключение беседы Анастасия Аксючиц. – Пускай в этом замечательном зале как можно чаще будет звучать прекрасная, одушевляющая музыка, наполняя его светлыми, добрыми мыслями и переживаниями ценителей классики. А публика всегда будет такой же тёплой, как сегодня, во время прослушивания замечательного Концерта для фортепиано №15 Моцарта.
С этого доброго пожелания Анастасии Аксючиц и началась наша беседа с Виктором Каслиным:
– Клуб камерной музыки ФИАН (музыкальный салон, объединяющий на неформальной основе любителей камерно-симфонической музыки) существует с 20 ноября 1974 года, – рассказал академик. – Все эти годы регулярно по вторым и четвёртым средам каждого месяца (за исключением летнего периода отпусков и периода ограничений из-за ковидной инфекции, а также времени обновления зала), учёные Академии наук и их гости приходят в Колонный зал ФИАНа с его изумительной акустикой и красивой архитектурой для встречи с чарующим миром классической музыки, с восходящими и уже сияющими «звёздами» мирового исполнительского искусства. Сейчас этот Клуб – одна из престижнейших мировых концертных площадок.
Среди многих сотен исполнителей-гостей клуба на конец этого сезона, такие выдающиеся имена как: Тигран Алиханов, Жан-Пьер Арманго (Франция), Валентин Берлинский, Леонид Болдин, Александр Бондурянский, Ирина Бочкова, Грейс Брейм (США), Джонатан Брэтт (Великобритания), Александр Ведерников-старший, Владимир Виардо, Леонид Коган, Элисо Вирсаладзе, Алексей Любимов, Олег Крыса, Виктор Пикайзен, Владимир Тонха, Джанандреа Гаваццени (Италия), Михаил Хомицер, Вера Горностаева, Татьяна Гринденко, Александр Ведерников, Николай Гяуров (Болгария), Эдисон Денисов, Нина Дорлиак, Александр Бахчиев и Елена Сорокина, Александр Драго (Италия), Дмитрий Китаенко, Ксения Кнорре, Александр Корнеев, Фьоренца Коссотто (Италия). Елена Сулиотис (Аргентина), Альфред Шнитке…
Виктор Михайлович, когда в 1974 году Вы создавали Клуб, думали ли о том, что, как минимум на пятьдесят лет, Вам обеспечена предельно хлопотная жизнь – каждые две недели проводить концерт с новым исполнителем или коллективом, организовывать встречи с зарубежными артистами.
– Знаете. – улыбается Каслин – я даже не представлял себе масштабы того,что затем получится. Это просто была попытка создания Музыкального салона для совместного прослушивания с друзьями сочинений в ФИАНе, основываясь на записях на виниловых пластинках, которые были у каждого из нас в домашней коллекции. В частности, у профессора Александра Михайловича Леонтовича, у которого только дисков с записями классической музыки было примерно тысяч 15. Итак, мы начали прослушивать записи. Длилось это недолго. Появилось желание пригласить кого-нибудь из музыковедов, которые бы дали комментарии к звучавшим произведениям. Моя однокашница по физфаку МГУ, Наташа Котельникова, (кстати, дочь знаменитого академика Владимира Александровича Котельникова), сообщила, что знакома с одной девушкой, музыковедом Людмилой Бобровской, окончившей Московскую консерваторию, которая могла бы прокомментаровать прозвучавшие сочинения. Мы попробовали, получилось очень интересно и познавательно, – продолжает Каслин. – Вскоре я познакомился с Мариной Соколовой, руководителем Сектора педагогический практики Московской консерватории. Она предложила прислать на один из вечеров студентов консерватории.
Наши вечера-встречи с прослушиванием проходили в Клубе два раза в месяц. Один раз слушали записи, в другой раз выступления студентов консерватории. При этом концерты были не просто музыкальным представлением того или иного артиста, а являлись вечерами студентов класса определённого педагога МГК. Всем очень понравилась акустика зала, теплый приём слушателями молодых музыкантов. В результате их педагоги тоже стали стремиться выступать в ФИАНе. Очень скоро мы оставили прослушивание грамзаписей и переключились на «живые» концерты.
За годы существования нашего Клуба состоялся и ряд поездок. Так по приглашению Ассоциации «Друзья оперы Сицилии» была поездка 35 человек в Палермо, – вспоминает Каслин. – Чтобы познакомить сицилийцев с нашими талантливыми исполнителями, в состав группы включили российских вокалистов. Среди них были: уже признаные в мире солисты Большого театра Михаил Светлов(бас) и Дмитрий Харитонов(баритон), которые принимали участие в ваших, Константин Васильевич, музыкальных программах на радио. Был включён в состав тенор Сергей Спиридонов, лауреат Международного конкурса вокалистов имени Винченцо Беллини, а также Ирина Перерва (меццо-сопрано), выпускница Московской консерватории (класс проф. И.К.Архиповой).
На следующий день после создания в сентябре 1986 года Всесоюзного музыкального общества я был дома у Ирины Архиповой и предложил, чтобы Общество объединяло не только музыкантов-профессионалов, но и любителей музыки. Как это было в старом «Императорском Русском Музыкальном Обществе». Ирина Константиновна предложение поддержала, так как это – «две стороны одной медали». И мы создали секцию Любителей музыки при Всесоюзном музыкальном обществе , – вспоминает Виктор Каслин.
Виктор Михайлович, ваш Клуб являлся в то время уникальным явлением в стране, или были, скажем, и «клубы-подражатели»?
– Я тогда ничего не слышал о других подобных клубах, – отвечает академик. – Для меня, как я уже сказал, прообразом были музыкальные салоны в русских семьях в ХIX веке. А название нашего Клуба появилось по аналогии с названием Клуба камерной музыки, в то время, Всесоюзного дома композиторов. К моменту образования нашего Клуба я, надо признаться, не был усердным посетителем разнообразных концертных площадок. К тому же, активная работа над диссертацией этому не способствовала. А позже, когда уже существовал наш Клуб, выяснилось, что при Всесоюзном доме композиторов работал популярный в Москве Молодёжный музыкальный клуб. Его создал и руководил им композитор Григорий Самуилович Фрид, с которым мы впоследствии состояли в добрых товарищеских отношениях. Другие подобные клубы, по форме подобные нашему, возникли позже. Некоторые даже при нашей помощи. Возьмём Московский химико-технологический институт имени Д. И. Менделеева (ныне университет). Там работал Валентин Луценко, игравший на виолончели. Он иногда музицировал для своих коллег. Узнав про наш Клуб и познакомившись с его уже десятилетней деятельностью, он тоже решил организовать у себя, в МХТИ, музыкальный клуб. Фактически, аналог нашего. Подобные клубы возникли в Институте высоких температур РАН, в г. Жуковском, в Астрахани и во многих других учреждениях, библиотеках, домах культуры. Я делился нашим опытом, помогал им с наведением «мостов» с исполнителями. Когда таких клубов стало уже достаточно много, появились клубы несколько иной направленности (литературно-музыкальные, любителей романса и т.п.). Под эгидой Всесоюзного музыкального общества мы организовали несколько Ассамблей любителей классической музыки (в Москве, Свердловске, Алма-Ате, Астрахани), где встречались для обмена опытом руководители этих клубов. Надо отметить принципиальную характерную особенность таких образований. Их организаторами, движущей силой, стали именно любители, а не музыканты-профессионалы, которые подчас создавали клубы фанатов их собственного творчества.
Виктор Михайлович, руководители Физического института Академии наук РФ часто приходят на замечательные концертные вечера «Клуба камерной музыки»?
– Нынешний директор, член–корреспондент Николай Николаевич Колачевский, не раз посещал концерты клуба. Кстати он сам неплохо играет на фортепиано. Побывали на таких вечерах и прошлые директора нашего института – академики Олег Николавич Крохин, Геннадий Андреевич Месяц, руководители крупных подразделений института. Например, на сегодняшнем концерте был руководитель Отделения квантовой радиофизики, основанного одним из создателей лазеров Нобелевским лауреатом академиком Николаем Геннадиевичем Басовым, профессор Андрей Алексеевич Ионин. Кстати, большой ценитель классического музыкального наследия. Также частым гостем Клуба бывает наш крупный физик-теоретик академик Александр Викторович Гуревич. Многократно посещали концерты Клуба академики Евгений Михайлович Лифшиц, Виктор-Андрей Станиславович Боровик-Романов.
Но, всё-таки, к сожалению, наше руководство не часто имеет возможность вкусить радость общения с великим искусством, – отвечает Каслин.
Расскажите, пожалуйста, почему вы пригласили на открытие предъюбилейного сезона Клуба ФИАН выступать этот камерный коллектив?
– Я очень хотел, – отвечает Каслин, – чтобы был очень хороший, торжественный концерт, с прекрасными, запоминающимися сочинениями. Программа «Шедевры музыкальной Вены» из произведений Гайдна, Шуберта, Моцарта, Шёнберга, предложенная Александром Хургиным и артистами «Cantus firmus», в полной мере отвечала моему представлению. Камерный оркестр ранее выступавший в нашем Клубе 20 раз, очень нравится публике. 21-е выступление коллектива и солистов, полностью оправдало наши ожидания. Я очень доволен этим музыкальным событием. Особенно тепло слушатели отметили прекрасное исполнение Концерта №15 В. А. Моцарта Анастасией Аксючиц, «волшебное» звучание её рояля.
Что вы планируете для «Клуба камерной музыки ФИАН» на предстоящий сезон?
– Продолжу проводить концертные программы в обычном режиме, два раза в месяц, – отвечает Каслин. – Расписание выступлений музыкантов почти полностью составлено. В первую очередь мы пригласим музыкантов, которые не смогли концертировать из-за возникших ковидных ограничений. Ожидаем выступления прекрасного альтиста Сергея Богданова из Российского национального оркестра под управлением А. Рудина (в недавнем прошлом руководителем оркестра был М.Плетнёв, который, кстати, играл у нас в первом «живом» концерте, ещё будучи студентом первого курса консерватории). Затем планируются выступления: гос. квартета им.А.П. Бородина, пианиста Александра Малкуса и армянской певицы Марлены Мош, Артёма Варгафтика с коллегами-музыкантами, оперной певицы Алисы Гицба и других.
Продолжаем осуществлять аудио и видео запись наших, нередко совершенно уникальных, концертов, – рассказывает Виктор Каслин. – Александр Иванович Мишуков, занимающийся благородным делом, на протяжении последних шести лет осуществляет потрясающие по качеству аудиозаписи, применяя, при этом, свои собственные технические наработки, часть из которых защищена патентами Российской Федерации. Мы охотно дарим эти прекрасные аудиозаписи студийного качества участникам концертов Клуба камерной музыки ФИАН. В ближайшее время планируем размещать этот великолепный контент на страницах нашего Клуба в Интернете. Ценность этого звукового материала заключается ещё и в том, что нашими гостями являются выдающиеся мастера музыкального искусства мирового уровня, в частности, те, которые приезжают в Россию редко и на короткий срок.
– Расскажу ещё об одном важном событии, – продолжает Виктор Михайлович. – Мы организовали выездной концерт музыкантов, посвящённый столетию Республики Коми. Пригласили в Москву ведущих солистов Государственного театра оперы и балета республики Коми из города Сыктывкар. К сожалению, в здании ФИАН в это время ещё не успели завершить ремонт Концертного зала. Поэтому, мы оперативно договорились и перенесли наш клубный вечер в помещение Международного союза музыкальных деятелей, бывшее Всесоюзное музыкальное общество, что находится напротив Московской консерватории. Там, в зале имени Ирины Архиповой, под её портретом, состоялась эта музыкальная встреча. Прошла она в формате вечеров ФИАН – концерт, беседа, чаепитие, общение публики с музыкантами. За семь дней мы сделали большие афиши, программки с биографиями 10 ведущих певцов Оперного театра Республики Коми. Они этого не ожидали и были в восторге от концерта, от приёма нашей, влюблённой в классическую музыку, публики.
Директор Оперного театра Коми Дмитрий Николаевич Степанов в своём письме отметил, что поражён тем, как всего за неделю в новом зале был организован такой серьёзный концерт. Оказалось, что несколько артистов из Коми даже сбежали из Большого театра, чтобы выступить перед нашей публикой. Коллеги из республики сообщили, что они мечтают снова приехать в Москву и дать концерт в обновлённом Зале ФИАН, – сказал Виктор Каслин.
В череде без малого восьмисот ярких, запоминающихся музыкальных собраний, прошедших почти за полвека в Концертном зале ФИАН, вечер, озаглавленный «Шедевры музыкальной Вены», оставил ощущение особой радости и восторга, как от превосходно составленной программы, так и от вдохновенного исполнения прекрасных сочинений австрийских композиторов высокопрофессиональными солистами: Анастасией Аксючиц, Ларисой Беленькой, совместно с Московским камерным оркестром «Кантус фирмус», и его дирижёром Александром Хургиным, который завершил музыкальную часть вечера мелодичным подношением, проникновенно исполнив Адажио, вторую часть Концерта до мажор для скрипки Йозефа Гайдна. После чего А. Хургин ответил на мои вопросы.
Какое впечатление сложилось у Вас от этого концерта?
– Для Московского камерного оркестра «Кантус фирмус» только что прошедший в ФИАНе концерт – это знаковая веха, – признался основатель коллектива. Выступление состоялось после определённого перерыва в работе зала ФИАН, вызванного ограничениями периода ковид-19, а затем и ремонтом помещения, связанного с подготовкой к предстоящему 100-летию со дня рождения Нобелевского лауреата, академика ФИАН Николая Геннадиевича Басова. Будет Колонный зал сиять своими красотами и акустикой и на близком, 50-летнем юбилее Клуба.
Этот запоминающийся творческий вечер должно считать продолжением и своеобразным возрождением многолетней замечательной традиции проведения концертов классической музыки в Физическом Институте имени П.Н. Лебедева. Для нашего коллектива концерт под №1 в нынешнем сезоне имеет большое и почётное значение, – продолжает музыкант. – Все прозвучавшие на этом вечере сочинения, несомненно, – музыкальные шедевры, доставившие, по отзывам публики, исключительное эстетическое удовольствие. Приятно, что Концерт для фортепиано №15 В.А. Моцарта в ярком исполнении А. Аксючиц, прозвучал в канун дня рождения великого австрийского композитора.
– Вспоминаю, – продолжает руководитель Московского камерного оркестра «Кантус фирмус», – как ещё осенью 1990 года состоялось моё знакомство с Виктором Михайловичем Каслиным. Тогда же я познакомился и с вами, Константин Васильевич. В этом Клубе я побывал как слушатель и раньше, ещё будучи студентом Московской консерватории. Слушал великолепные концерты. В частности, мне запомнилось выступление Государственного камерного хора СССР под руководством Валерия Полянского, исполнившего оригинальное сочинение композитора Николая Сидельникова «Романсеро о любви и смерти». Уже тогда в Клубе ФИАН проходили очень знаковые концерты артистов, выступления которых, порой, нельзя было послушать в других концертных местах столицы.
Когда был создан наш оркестр, – продолжает музыкант, – знакомство с Виктором Михайловичем состоялось благодаря одному сотруднику ФИАН, которого уже, увы, нет в живых. Каслин порекомендовал для нашего коллектива пианистку Дарью Уланцеву. Вскоре нам поступило приглашение здесь выступить, после чего знакомство с Виктором Михайловичем на многие годы переросло в большую творческую дружбу. Предложения дать концерт от него поступают регулярно. Я и сам предлагаю Клубу новые интересные программы. Так в творчестве бывает довольно редко. К счастью, нам с Клубом камерной музыки ФИАН повезло, – говорит Александр Хургин. – Вот и сегодня нам было очень приятно выступать в «Каслин-холле», как ещё нередко называют это знаменитый зал. Было легко и радостно играть с Анастасией Аксючиц. Она очень гибка в музыке, прекрасно чувствует оркестр, для сочинений Моцарта у неё очень хорошее звукоизвлечение. Коротко говоря, она – очень талантливый молодой музыкант. Для нас же исполнение в ФИАНе Концерта Моцарта №15 явилось премьерой, за что я искренне признателен Анастасии.
– Меня, – продолжает Александр Львович, – количество слушателей. пришедших сегодня на концерт, не только порадовало, но, даже, приятно поразило. Пришлось приносить много дополнительных кресел.
ФИАН посещает публика высококультурная, прекрасно разбирающаяся в исполнении и прослушивании классической музыки. Перед такими слушателями выступать в этом зале с почти пятидесятилетними, традициями, особенно почётно и приятно. Я это прочувствовал в полной мере, когда исполнял скрипичные произведения соло и в дуэте с концертмейстером оркестра Ларисой Беленькой, – говорит Хургин, – Надеюсь, что программа «Шедевры музыкальной Вены» полностью соответствовала ожиданиям публики, пришедшей в обновлённый «Каслин-холл» ФИАН.
В завершение этого запоминающегося музыкального вечера, как обычно, состоялся клубный чай, в очередной раз ставший прекрасной возможностью задать вопросы исполнителям, обменяться мнениями, и пригласить артистов снова порадовать слушателей оригинальной концертной программой.
Константин Смертин
Фото Ларисы Беляевой